История объединений глухих художников Санкт-Петербурга

Объединения глухих художников в Санкт-Петербурге стали появляться значительно позже театральных, которые были основаны в 1920-х гг. В 1930 году провели один из вернисажей, где были выставлены работы художника-ихтиолога (специалиста по рыбам) Владимира Редзько, декоратора В. Шварца и муляжного мастера В. Седых. Но сплочения художников не случилось, не провели и общесоюзную выставку, которая могла поспособствовать объединению. Потом началась вторая мировая война, после которой к вопросу об организации глухих художников вернулись только в 50-е годы.

В конце 1957 года Центральное правление Всероссийского общества глухих (ЦП ВОГ) приняло постановление о проведении выставок изобразительного и прикладного искусства членов ВОГ. В 1958 году в Ленинграде организовали секцию глухих художников при ЛенВОГ, а в 1961 году, в соответствии с ЦП ВОГ при Ленинградском доме культуры ВОГ организовали студию изобразительного и прикладного искусства для подготовки неслышащих художников со средним специальным образованием. С этого времени и берет отсчет планомерное обучение и подготовка глухих мастеров изобразительного искусства сначала в Ленинграде, потом в Павловске. Уже в первом наборе студентов оказались те, кто впоследствии стали известными художниками: А. Знак, Г. Фадин, В. Кочергин, В. Фомичев и другие.

По инициативе и на средства ВОГ в 1965 году в Павловске на основе художественной студии открыли Ленинградский восстановительный центр (ЛВЦ, с 1994 году – МЦР), по своей структуре ставший политехникумом. Учащиеся ЛВЦ-МЦР участвовали в международной художественной выставке в Болгарии в том же году.

В ЛВЦ регулярно проходили вернисажи студенческих работ, ими часто интересовались, с ними знакомились жители Ленинграда, Павловска, Пушкина. Именно художественно-оформительское отделение этого политехникума дало путевку в жизнь многим художникам. Некоторые (Г. Фадин, А. Знак, А. Аверьянов и другие) смогли получить высшее образование в Академии художеств им. И.Е. Репина и в московском Институте им. В.И. Сурикова.

Многие выпускники ЛВЦ сейчас широко известны, стали членами Союза художников, выставлялись в России и за рубежом. Они работали в фондах, в полиграфической промышленности, оформителями в ДК и на предприятиях, декораторами в театрах.

В 1968 году состоялся обмен выставками работ глухих советских и итальянских художников. В 1985 году в Ленинграде возникло художественное объединение «Прометей», председателем которого стал Дмитрий Шадьков. В условиях перестройки возникла необходимость в объединении нового типа, и в апреле 1991 года на учредительном съезде решили создать Ассоциацию глухих художников России (АГХР). Сейчас ее штаб находится в Москве, председателем является Анатолий Микляев (выпускник института им. В.И. Сурикова).

В 1991 году некоторые мастера объединились в культурный центр «Гефест» под руководством московской художницы Н. Софроновой. В нем соединились художники из Москвы, Санкт-Петербурга и Саратова.
В начале 2001 года глухие художники из Санкт-Петербурга создали свою творческую организацию «Арт-Нева» (председатель – Ю. Першин), которую позже переименовали в «АртНЕВАГРАДЪ» (руководитель – Ю. Чернуха).

31 марта 2017 года на встреча глухих художников Санкт-Петербурга единогласно было принято решение упразднить студию глухих художников «АРТ-НЕВА» и реорганизовать творческое объединение неслышащих художников Санкт-Петербурга «АРТ-Неваградъ». Новое название организации: творческое объединение глухих деятелей культуры и искусств «АРТ-Неваградъ» при АНО «Санкт-Петербургский театр глухих» (ТОГДКИ «АРТ-Неваградъ»). В ряды глухих арт-неваградцев могут вступить не только художники, но и дизайнеры, реставраторы, скульпторы, фотографы, искусствоведы, профессиональные актеры и работники культуры. Но основу актива ТОГДКИ «АРТ-Неваградъ» составляют все же мастера резца и кисти. Руководителем нового объединения избрана искусствовед Жанна Привалова.

Определены цели и задачи объединения. Существует официальный сайт ТО «АРТ-Неваградъ».

В настоящее время в ТО «АРТ-НЕВАГРАДЪ» — много выставок, проведенных в Петербурге и в Финляндии. На них глухие художники заявили о своих приоритетах: история России, ее духовная и религиозная жизнь. Сейчас выставки проводятся регулярно; представленные работы выполнены в разных жанрах: пейзаж, натюрморт, портрет, тематическая картина.